Колокольчик «съ серебромъ»

  • Материал опубликован 28 апреля 2017

    Язык есть, речей нет, вести подает (загадка)

    Сегодня речь пойдет о поддужном колокольчике (располагались под дугой у лошади, запряженной в сани или повозку) работы слободского мастера Василия Федоровича Желвакова второй половины XIX в.

    Город Слободской Вятской губернии на всю Российскую империю был известен своими литейными мастерами. Об уровне развития цветной металлургии в городе говорит такой факт: почти треть населения города занималась кузнечным, литейным, медным и другим металлообрабатывающим ремеслом. Большой популярностью пользовалась продукция мастеров Каркиных, Поповых, Бакулевых. 

    Эмм... Я только учусь и понятия не имею, что это такое.
    Давайте спросим у Павла Анатольевича? Виджет вопроса справа.

Широко известной была в Слободском и фамилия мастеров Желваковых. По словам А.В. Ревы, краеведа, исследовавшего история развития колоколитейного производства на Вятке, желваковские колокольчики «были обыденны, не отличились каким-либо художеством». Но была у этих колокольчиков, своя изюминка – на многих колокольчиках собственного производства они ставили надпись «съ серебромъ».

Непосредственно на нашем колокольчике это выглядит следующим образом: на внутренней поверхности сверху, вокруг петли (на которой подвешивался язык), идет надпись «В. Ж. М. ВЪ СЛОБСКОМЪ» (Василий Желваков мастер в Слободском). Ниже, на изнаночной стороне «юбки» идет другая надпись «Мастеръ В. Желваковъ въ Слободск. съ серебромъ». Желваков делал «процарапанные» надписи на изнанке «юбки» только ему присущим шрифтом и способом (надпись вручную процарапывалась на болване в зеркальном отображении, а на отлитой модели и на тиражных колокольчиках надпись получалась выпуклая, написанная как бы вручную).

Что интересно, никакого серебра в литье Жевлаковы не добавляли, а был это попросту рекламный трюк (попробовали бы они подобное сейчас).

По словам А.В. Ревы, это лукавство помогало мастерам успешней сбывать продукцию, ибо само слово «серебро» способно магически воздействовать на покупателя, и это выводило из равновесия их конкурентов мастеров Ситниковых.

Но на примере же семьи Желваковых известный краевед показал, как нелегко жилось мастерам, как тяжел был их «колоколитейный хлеб»:

«Легко ли было, скажем, дочери Желвакова, оставшейся незамужней, выносить из мастерской отработанную формовочную землю, чтобы отмыть из нее в речке Козульке капли металла, разбрызганного во время литья? Эта ее работа походила на труд старателя, промывающего породу вручную. Только у старателя добычей являлись крупицы золота, а у нашей старательницы – крупицы меди. И опять мы должны принять это явление как пример рачительности мастеров — ни грамма металла в отвал!»

Вот таким трудом добывалась Слободскому слава города мастеров.

Литература:

  1. Забарный Н.И., Рева А.В., Повышев И.А., Бушмакин С.М., Долматова Т.М. Слободской – один из древнейших центров колоколитейного производства на Руси // Музей и судьбы. Слободской, 2011.
  2. Рева А.В. Вятские колокола. Нижний Новгород, 2003.